-ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению “олкование снов “олкование снов”знайте в чем тайна вашего сна Ч стоит готовитьс€ к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон об€зательно сбылс€. ¬ы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержитс€ 47
  • ѕерейти к приложению  нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї  нопки рейтинга Ђяндекс.блогиїƒобавл€ет кнопки рейтинга €ндекса в профиль. ѕлюс еще скоро по€в€тс€ графики изменени€ рейтинга за мес€ц
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст
  • ѕрограмма телепередач”добна€ программа телепередач на неделю, предоставленна€ Akado телегид.

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.01.2010
«аписей: 1743
 омментариев: 9811
Ќаписано: 18715

 ак из личностей сделать биомассу

¬оскресенье, 28 »юл€ 2013 г. 10:57 + в цитатник

ѕишет »ль€ Ћатыпов

√отов€сь к публичной лекции по психологии личности, € просматривал выдержки из книги психоаналитика Ѕруно ЅеттельгBettelheimBruno200ейма «ѕросвещенное сердце». ¬ ней он описывает свой опыт узника концлагерей ƒахау и Ѕухенвальда,в которых он был в 1938-1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихс€ с системой уничтожени€ человеческого достоинства позднее, когда нацисты «раскрылись» на полную мощь. ƒелал пометки, выписки, и в итоге получилась эта стать€.

ћен€ интересовал психологический аспект того, что творилось в концентрационных лагер€х.  ак нацистска€ система ломала личности, как личности противосто€ли системе и чудовищно деструктивному психологическому полю, какие стратегии использовали и как они деформировались . ¬ конце концов, личность – это и есть наши стратегии адаптации к существующему вокруг миру, и от того, какой он, этот мир, во многом (но не во всем) зависит то, какие мы.

Ќацистска€ система в 1938-1939 годах – времени пребывани€ Ѕеттельхейма в ƒахау и Ѕухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хот€ с жизн€ми тогда тоже не считались. ќна была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышл€ющей ни о чем, кроме милости от хоз€ина, которую не жалко пустить в расход. —оответственно, необходимо было из сопротивл€ющейс€ взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добитьс€ его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Ѕиомассой легко управл€ть, она не вызывает сочувстви€, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. “о есть она удобна дл€ хоз€ев.

ќбобща€ основные психологические стратегии подавлени€ и слома личности, описанные в работе Ѕеттельхейма, € дл€ себ€ выделил и сформулировал р€д ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. » в разных вариаци€х они повтор€лись и повтор€ютс€ практически на всех уровн€х жизни общества: от семьи до государства. Ќацисты только собрали это все в единый концентрат насили€и ужаса. „то это за способы превращени€ личности в биомассу?

ѕравило 1. «аставь человека заниматьс€ бессмысленной работой.

ќдно из любимых зан€тий эсэсовцев – заставл€ть людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. “аскать камни с одного места на другое, рыть €мы голыми руками, когда лопаты лежали р€дом. «ачем? «ѕотому что € так сказал, жидовска€ морда!».

(„ем это отличаетс€ от «потому что надо» или «твое дело выполн€ть, а не думать»?)

ѕравило 2. ¬веди взаимоисключающие правила, нарушени€ которых неизбежны.

Ёто правило создавало атмосферу посто€нного страха быть пойманным. Ћюди были вынуждены договариватьс€ с надзирател€ми или «капо» (помощники —— из числа заключенных), впада€ от них в полную зависимость. –азворачивалось большое поле дл€ шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушени€, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.

(јбсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).

ѕравило 3. ¬веди коллективную ответственность.

 оллективна€ ответственность размывает личную – это давно известное правило. Ќо в услови€х, campкогда цена ошибки слишком высока, коллективна€ ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. —ам коллектив становитс€ невольным союзником —— и лагерной администрации.

Ќередко, повину€сь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. —тремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через п€ть) и принуждали к этому других. “ак, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ѕотинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. ѕриказ больше никогда не повтор€лс€. “ем не менее, многие давно наход€щиес€ в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и гр€зь.

(ѕринцип групповой ответственности…  огда «все виноваты», или когда конкретного человека вид€т только как представител€ стереотипной группы, а не как выразител€ собственного мнени€).

Ёто три «предварительных правила». ”дарным звеном выступают следующие три, дроб€щие уже подготовленную личность в биомассу.

ѕравило 4. «аставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит. ƒл€ этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресека€ любую инициативу.

√руппу чешских заключенных уничтожили так. Ќа некоторое врем€ их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. «атем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие услови€ труда и наибольша€ смертность, урезав при этом пищевой рацион. ѕотом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько мес€цев – снова в карьер и т.п. ¬ живых не осталось никого. ѕолна€ неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что теб€ поощр€ют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Ћичность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуетс€ полностью.

«¬ыживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведени€, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотр€ на услови€, которые кажутс€ невыносимыми… ƒаже незначительна€, символическа€ возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позвол€ла выжить мне и таким, как €». (курсивом в кавычках - цитаты Ѕ.Ѕеттельхейма).

∆есточайший распор€док дн€ посто€нно подгон€л людей. ≈сли одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. «адержишьс€ с уборкой своей кровати (в ƒахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. —пешка, страх опоздать, ни секунды задуматьс€ и остановитьс€… ѕосто€нно теб€ подгон€ет отличные надзиратели: врем€ и страх. Ќе ты планируешь день. Ќе ты выбираешь, чем заниматьс€. » ты не знаешь, что с тобой будет потом. Ќаказани€ и поощрени€ шли безо вс€кой системы. ≈сли на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказани€, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере(самое смертоносное зан€тие).» награждали просто так. Ёто просто дело прихоти эсэсовца.

(јвторитарным родител€м и организаци€м очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от теб€ ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

ѕравило 5. «астWaffen_SSавь людей делать вид, что они ничего не вид€т и не слышат.

Ѕеттельхейм описывает такую ситуацию. Ёсэсовец избивает человека. ћимо проходит колонна рабов, котора€, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускор€етс€, всем своим видом показыва€, что «не заметила» происход€щего. Ёсэсовец, не отрыва€сь от своего зан€ти€, кричит «молодцы!». ѕотому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». ј у заключенных усиливаетс€ стыд, чувство бессили€ и, одновременно, они невольно станов€тс€ сообщниками эсэсовца, игра€ в его игру.

(¬ семь€х, где процветает насилие, нередка ситуаци€, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Ќапример, мать, ребенок которой подвергаетс€ сексуальному насилию со стороны отца/отчима… ¬ тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существовани€)

ѕравило 6. «аставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.

«„тобы не стать ход€чим трупом, а остатьс€ человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все врем€ осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельз€ отступать ни при каких обсто€тельствах, даже если это угрожает жизни. —ознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потер€вшую вс€кое значение». 72488_0

Ѕеттельхейм приводит такую, очень нагл€дную, историю о «последней черте». ќднажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». ќн заставил их лечь в гр€зную канаву, подозвал заключенного-пол€ка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. ѕол€к отказалс€. Ёсэсовец стал его избивать, но пол€к продолжал отказыватьс€. “огда надзиратель приказал им помен€тьс€ местами, и те двое получили приказ закопать пол€ка. » они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний.  огда пол€ка почти закопали, эсэсовец приказал им остановитьс€, выкопать его обратно, а затем снова самим лечьв канаву. » снова приказал пол€ку их закопать. Ќа этот раз он подчинилс€ – или из чувства мести, или дума€, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Ќо надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. „ерез п€ть минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.

–езультат реализации всех правил:

««аключенные, усвоившие посто€нно внушаемую —— мысль, что им не на что наде€тьс€, поверившие, что они никак не могут вли€ть на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ход€чими трупами…».

ѕроцесс превращени€ в таких зомби был прост и нагл€ден. —начала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движени€, все, что он делал, определ€лось давлением со стороны надзирателей. ќни автоматически выполн€ли приказы, без какой-либо избирательности. ѕотом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. «атем они начинали смотреть только перед собой. » тогда наступала смерть.

¬ зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали вс€кую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состо€нию, когда они могли прин€ть все, что угодно, все, что исходило извне. «“е, кто выжили, пон€ли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обсто€тельствах выбирать свое собственное отношение к происход€щему». “ам, где нет собственного отношени€, начинаетс€ зомби.

–убрики:  »нтересно


ѕроцитировано 8 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



Ќевеста_ƒиллинджера   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 28 »юл€ 2013 г. 17:05 (ссылка)
жестоко. и ужасно, что €вл€етс€ правдой.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
p4ela50   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 02 јвгуста 2013 г. 16:13 (ссылка)
Ѕез концлагер€ - сколько зомби сейчас: не думают, не чувствуют, убивают легко
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку